Якутская эпопея!

Цели экспедиции были такими. Первое: зайти на Верхоянский хребет (выше 2000 м), подняв туда на вездеходе лодки «Беркут», «Фрегат» и «Гольфстрим». Спуститься с истока Юдомы, берущей свое начало с высоты 2230 м, пройти по четырем рекам Якутии (Юдома, Мая, Алдан и Лена) и финишировать в Якутске, преодолев около 2000 км по воде. Второе: протестировать новые лодки и оценить моторы «Гольфстрим» в экстремальной эксплуатации. Третье: подготовить материал для фильма о горной Якутии и прекрасной Юдоме. Наконец закончены сборы. «Все, что надо – забыли, все, что не надо взяли». Загрузили вездеход «Урал», заправили тонну солярки и 600 л. бензина, и вышли 14 июля на маршрут из Якутска. Ходом прошли по трассе «Kолыма» 500 км и свернули в тайгу.
На подъеме в горы лодка «Беркут S» на крыше «Урала» смотрелась очень угрожающе и романтично –мы тогда ещe не сознавали степень трудности и уровень испытаний, которые выпадут на неe и нас всех. Заброска на место старта растянулась на семь дней: пробиваться по долинам ручьев и по горным речкам – всегда непростая задача. Мы перешагнули через три перевала Мус Хаята и на седьмой день вышли к реке Авлия, истоку Юдомы. Там за день поставили свои лодки на воду и подготовили их. C отличным настроением и стабильным прогнозом погоды 21 июля группа начала сплав. Первые километры по Юдоме мы похлеще бурлаков волокли лодки на себе по бесконечным перекатам и косам.

 
катера и яхты Гольфстрим 2015_2.jpg
Ждали встречи с полноводными притоками, но дождались другого. На вторую ночь пошел дождь, быстро превратившийся в ливень на шесть часов, и наутро вода в реке «вздулась»: поднялась на метр и с рассветом превратилась из изумрудной в коричневосерую взвесь. Cкорость течения реки доходила до 18–20 км/ч. Дождь не переставал... Ждать падения уровня воды не стали. Решили идти. Где-то на веслах («Гольфстрим-400»), и где-то на моторе-водомете. «Фрегату» было проще, если не считать мусор и палки, которые моментально забивали «улитку» мотора. Тяжелее всех было «Беркуту» – он хотя и весит 160 кг, но в расчете на режим автономки катер загрузили по самое-самое, и вытаскивать такой груженый болид на поворотах и перекатах веслами уже невозможно. Впрочем, и «Гольфстрим» уже к первому вечеру поймал оверкиль в очередном завале. Поэтому экспедиционный ход был очень плохой – проходили (проползали) 15–17 км в день.…А дождь не переставал уже второй день. K третьей ночевке пришла вторая волна наводнения. В 4:30 утра вода начала подниматься со скоростью 10 см/ч. Так как в речной долине шириной 2–3 км всегда тяжело подойти к коренному берегу, мы ста- вили лагерь на высоких косах. И вот
те на – за последний час наша коса оказалась под водой. Делать нечего – пошли пробиваться к коренному высокому берегу. Конечно, ни о каких веслах или сплаве тут речи не было. Поставили моторы «на палочки» (народный метод северян – так называемый «трим для мелководья»). Река уже не помещалась в свое русло и споро пробивала себе путь «в свободном режиме» – сносила острова, поглощала лес, убирала все на своем пути. Мы шли в этом армагеддоне на двух хрупких надувнушках и маленьком «Беркуте-S». 

катера и яхты Гольфстрим 2015_3.jpg  катера и яхты Гольфстрим 2015_4.jpg
За час все-таки удалось пробиться до коренного правого берега и разбить лагерь на нем. «Фрегат» попал под завал из деревьев, но потопить такой танкер у реки не получилось. Когда лодку прижало, водитель смог передвижками вытащить ее на воду и выйти, даже не пробив баллона. Hа дневке мы высушились – выдался день без дождя – перепаковались, отдохнули, а вода все прибывала. Делать нечего – пошли дальше. Уже на моторах, среди стремительно летящих лесин и топляков. В этот раз прошли без особых происшествий за ходовой день 27 км – и это было самым настоящим достижением. Юдома все поднималась – чувствовалось, что в нее начали поступать воды из притоков, и она становилась все шире и мощнее. Количество воды радовало, но пугали перекаты с более чем метровой стоячей волной. Если для «Фрегата» это уравнение решалось «на раз», для «Гольфстрима» с трудом, но тоже решаемо, то вот «Беркуту» c его загрузкой и «клюющим» килем сдавать речные экзамены было не очень ловко. Вот подошли к первому серьезному перекату – Дикому. Все как обычно: разлив реки, тишина, благодать, течение до 5 км/ч. Но впереди слышен оглушающий рев, и кажется, что за поворотом нас поджидает Ниагарский водопад. Oстановились, провели разведку – и на одном дыхании прошли Дикого как на параде! Даже снять смогли кое-что на видео. Но не успели перевести дух, сразу вышли на знаменитые Юдомские ворота – cловами не описать. Река здесь похожа на увеличенную в сто раз стиральную доску с каменным входом и тремя такими же выходами. В тот день ночевали прямо перед воротами. Провели разведку, тщательно определили ход. Конечно, мы не сомкнули глаз в эту ночь... Наверное, Бог есть – наутро вода упала на полметра, и мы прошли ворота, конечно, не без волнения, но достаточно чисто. В дальнейшем Юдома стала бо-лее предсказуемой и спокойной. Иперекаты с волной до 2 м мы уже проходили без разведки – заходя вперед на глиссирующем «Беркуте», а после докладывая ситуацию надувнушкам по рации. Теперь предстоял участок, где можно было выжать полный газ, и тут началась борьба за вес. Весовой расклад экспедиции был таков: бензина 500 л. плюс 5 человек (500 кг), вещей на 200 кг и аппаратуры на 100 кг. Провиант, оружие и снасти – это ещe 100 кг, итого 1400 кг. На «Фрегате» водомет и «гольфстримовский» мотор мощностью 25 л.с. не позволял брать более 400 кг. На «Гольфстриме» на борт также не полагалось более 400 кг. Получалось, что все время мы перегружали «Беркут», и на его «плечи» ложилось до 600 кг. На 6-й день сплава после усиленных ужинов и пересмотра вещей мы вывели все лодки на эффективный «глиссер» и получился вот такой среднестатистический ход с учeтом скорости реки (10 км/ч): «Беркут» на «Гольфстрим-40» – 50 км/ч, «Фрегат» на «Гольфстрим-25 Jet» – 36, «Гольфстрим» на «Гольфстрим-25» (4 такта) – 42 км/ч. Как вы понимаете, для экспедиции это не очень хороший разброс. Вот и приходилось «Беркуту» по полчаса ждать «пэвэхашных» товарищей. Cредняя скорость хода составила 27–30 км/ч. На 7-й день прошли 198 км. Но вот незадача – пробили «Гольфстрим», причаливая к избе «Юдома Крестовский», где на берегу были забиты стальные колья для лестницы. На них и насадили лодку в мутной воде. Заклеили быстро, прошив для надежности. Вышли в путь ровно в полдень на следующий день, после баньки и царских хoром. Pешили дойти до первого населенного пункта Югаренок. Сделали 250 км – pека позволяла, а погода могла нас удивить только уже снегом. В поселок пришли уже в полной темноте. На берегу ждал нас ждал егерь. Простой и надежный немногословный сибиряк накормил котлетами из сохатины. Здесь же заправились завезенным зимой бензином (96 руб./л), обслужили моторы (ТО-1) и пошли дальше. Только там мы узнали, что наш вездеход «Урал» не успел выскочить с гор на обратном пути и утонул в реке Тыры – ребят с него сняли на третий день вертолетом со скал.

катера и яхты Гольфстрим 2015_5.jpg

До конца Юдомы оставалось 200 км. Задача была – выйти в реку Мая. Впервые увидев ее чистые воды, мы здорово обрадовались, но вода Юдомы сопровождала нас еще 800 км. Мая – спокойная равнинная река с течением 5–8 км/ч, с пологими берегами. Ход по ней был скорее маршрутным решением и чтением самой реки (косы, мели и протоки). Моторы шли ровно, стояли еще первые винты, а вот во-домету все время доставалось от мусора на реке. Трудяга «Беркут» поймал 20 метровую лесину на полном ходу – сорвало крепление мотора. После осмотра «раны» мы сразу двинулись дальше. Расход топлива нас очень порадовал – у четырехтактного «Гольфстрима-25» он не превышал 6 л/ч. У двухтактной «сороковки» расход оказался 35 л на 120 км или 15 л/ч. У водомета как обычно 12–14 л/ч. На самом деле, собираясь в дорогу с ки- тайскими моторами, мы готовились
к худшему и в пути были приятно удивлены. После прохождения устья Маи мы
вошли в реку Алдан – она входит в первую десятку Pоссии по водосбору. По Алдану мы уже пошли по 260–300 км в день. Попутно заехали на «якут- скую ривьеру» – реку Амгу с температурой, достигающей летом 22°C, и течением 3 км/ч. Здесь мы день отдохнули, проверили технику после такого экстримпрохода. Подготови- лись к финальному броску по Алдану на Лену и до Якутска. Оставшиеся 605 км пролетели за два дня, и мы благополучно финишировали на 20-й день сплава. Всего по воде было пройдено более 2000 км, мы сделали выводы по надежности техники и сняли на видео очень интересный материал.
Выводы
Лодка «Беркут» – выше всяких похвал, и в нашем рейтинге мы ее поставили на первое место среди отечественных производителей. Надувной «Фрегат» надежен, предлагает отличное качество и хорошие технологические решения – оставим себе для дальнейших экспедиций. «Гольфстрим-400» неожиданно удивила качеством для своей цены (в два раза дешевле «Фрегата»). Моторы «Гольфстрим» китайский завод Parsun делал специально для России – вполне подходящее качество. Без особых излишеств, но это же «эконом-сегмент». Четырех-тактный движок 25 л.с. у нас получил оценку «хорошо». Но, говоря по правде, если моторы прошли в таком экстриме 2000 км без отказов – это уже техника!

 
катера и яхты Гольфстрим 2015_6.jpg

Катера и Яхты. 5 (257) 2015


« назад в раздел

Заявка по уточнению стоимости товара
Если у Вас есть желание приобрести наш товар, Вы можете отправить нам заявку и с Вами свяжется наш дилер в Вашем регионе. Благодарим за интерес к лодочным моторам и лодкам Golfstream
Уточнение стоимости товара

Благодарим за обращение в нашу компанию! Специалист ответит Вам в ближайшее время.